!!! Вы находитесь на старой версии сайта. Новая версия сайта Петрозаводск

Возрождение духовности через религию

Часовня Петра и Павла приписана к Александро-Невскому собору. Небольшая каменная часовня построена на въезде в микрорайон «Кукковка» на развилке Вытегорского шоссе и улицы Лыжной, на месте старого посе¬ления на Кукковой горе, где по историческим данным еще до основания г. Пе¬трозаводска стояла Петропавловская часовня. Возведена в память о церкви святых апостолов Петра и Павла, построенной в 18 веке по замыслу императора Петра Великого.

Часовня построена по проекту известного карельского архитектора Нико¬лая Владиславовича Куспака, бережно восстановившего в ней древнерусский стиль «церкви под звоном». В основе архитектурного образа положен тип русского каменного шатрового храма, которые строились на Руси в 16 ве¬ке. В 2001 году проект часовни был отмечен премией в конкурсе лучших ра¬бот карельских архитекторов по номинации «Украшение города».

Ее строительство началось 4 ноября 1995 г. с освящения закладного кам¬ня. Освящена часовня 16 августа 1998 г. епископом Петрозаводским и Карельским Мануилом.

Сейчас мы подъезжаем к одному из древнейших храмов города Собору во имя Воздвижения Креста Господня. Храм относится к памятникам архитектуры, охраняемым государством.  

В 19 в. древняя Крестовоздвиженская церковь возвышалась на окраине города среди крестов Троицкого кладбища рядом с приписанным к ней небольшим деревянным (летним) Троицким храмом, построенным в 1783 году «тщанием вытегорского купца Л. Гертоева» (разобран из-за ветхо¬сти в 1930—1931 г.г.).

В 1847 г. деревянную Крестовоздвиженскую церковь разобрали, и на этом месте в 1848 году заложили новый каменный храм. Строил¬ся он четыре года на средства благотворителей. Петрозаводский купец пер¬вой гильдии Марк Пименов, уроженец вепсской деревни Шокша, на сооруже¬ние новой каменной церкви пожертвовал более половины требуемой суммы (16 тыс. рублей серебром) На его деньги храм был и украшен. В 1858 г. за вклад в строительство Зарецкого храма он был награжден орденом «За заслу¬ги», а его племянник, Ефим Григорьевич, тоже известный петрозаводский ку¬пец-благотворитель, — золотой медалью.

Освящен храм в 1852 году архиепископом Петроза¬водским и Олонецким Аркадием.

Под алтарем Крестовоздвиженского собора похоронен архиепископ Оло¬нецкий Венедикт, который благословлял строительство храма, но почил до завершения его строительства (7 декабря 1850 г.).

В 1865 г. в храме был похоронен тайный советник Константин Иванович Арсеньев — один из воспитателей (с 1828 по 1837 г.г.) наследника престола, будущего императора Александра II (моги¬ла русского ученого-географа, автора первого школьного учебника по географии, одного из инициаторов создания Русского географического общества, академика К. И. Арсеньева — памятник истории, состоя¬щий на государственной охране, находится в северной стороне храма, у кануна).

В 1930 году в церковь перенесли часть храмового имущества из закрытого, а затем и взорванного Свято-Духовского кафедрального собора.

13—15 августа 1990 года состоялся визит в Карелию Патриарха Москов¬ского и всея Руси Алексия II, который в июле этого же года был избран Пат¬риархом. 14 августа Патриарх вместе с другими иерархами Русской Право¬славной Церкви совершил в Крестовоздвиженском соборе хиротонию архи¬мандрита Мануила, благочинного церквей Олонецкой епархии, во епископа Петрозаводского и Олонецкого. С этого времени соборный храм получил ста¬тус кафедрального. Епископская кафедра находилась в нем до 2000 г.

Святыни храма: мощи преподобного Елисея Сумского, Соловецкого чудо¬творца. Изъятые из Никольской церкви Сумпосада в июле 1929 года, они дол¬гое время находились в фондах Карельского государственного краеведческо¬го музея и были переданы Крестовоздвиженскому собору 26 июня 1990 года.

Образ Божией Матери «Скоропослушница» является особо почитаемой иконой Крестовоздвиженского собора. Этот список с чудотворной иконы, находящейся на Афоне, был прислан в Петрозаводск в 1872 г. афонскими мо¬нахами для духовного укрепления жителей, скорбевших по поводу неурожая. Икона, богато украшенная драгоценными камнями, находилась в Свято-Духовском кафедральном соборе, а после его разрушения была передана в Крестовоздвиженский собор, где она находится и поныне.

Часть частиц мощей 72-х Киевских и Новгородских чудотворцев, перенесен¬ных в Петрозаводск в 1829 г. из разоренной в послереволюционное время сереб¬ряной плащаницы, находившейся в Свято-Духовском кафедральном соборе.

Иконы «Тихвинская», «Казанская», «Троеручица», свт. Николая Мирликийского.

Иконы с частицами мощей: старинные — прп. Антония Римлянина, вмц. Варвары Илиопольской и новонаписанные — свт. Иоасафа Белгородского и вмц. Екатерины.

Старинная икона Божьей Матери «Утоли моя печали», освященная св. пра¬ведным Иоанном Кронштадтским. В 1898 году благословенный кронштадтский священник пожертвовал сто рублей на строительство приходской школы при Крестовоздвиженском храме.

В нескольких метрах от собора стоит большой По¬клонный восьмиконечный крест. Как гласит надпись, он воздвигнут в 1725 году «петровских заводов жите¬лем Иваном Ивановым Сараевым на поклонение всем православным христианам». Установлен крест был у входных ворот Петровского завода в память о пре¬бывании на заводах императора Петра Великого в год его смерти. По сведениям, первоначальный крест раз¬рушился от времени, а взамен его в середине 19 в. был поставлен новый.

Мы с вами стоим напротив Свято-Троицкого Александро-Невского кафедрального собора. Храм является памятником архитектуры, охраняется государством. Каменный старинный храм — прекрасный образец высокого классицизма, памятник общеевропейской культуры 19 века.

С именем св. князя Александра Невского история нашего города связана со времени его основания. Святой считался небесным покровителем новгородских земель, в состав которых входили карельские погосты, покровителем Петра I, Александровского завода. В первом православном храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла, построенном на бере¬гу Онежского озера почти одновременно с Петровским заводом, один из приде¬лов тоже был освящен во имя св. князя Александра Невского.

На старинном плане города Петрозаводска, составленном в 1785 г., уже было отмечено место для новой заводской церкви в слободке по правому берегу реки Лососинки, недалеко от Александровского завода, но только в 1808 г., было принято решение о строительстве церкви. За благословением об¬ратились к митрополиту Новгородскому Амвросию (до 1828 г. в Олонецкой губернии не было самостоятельной епархии, духовная власть находилась в Новгороде). Новгородский владыка благословил на постройку «не инако как на доброхотноскладчинную». И первоначально, к 1811 г., фундамент нового храма заложили на Зареке возле старой Троицкой церкви. Но строительство прервала война 1812 г., а затем стало ясно, что размеры будущего храма явно недостаточны.

Новое место для церкви вновь выбрали рядом с заводом и объявили конкурс проектов. Многие из известных русских архитекторов конца 18 — начала 19 века сотрудничали с Александровским заводом, и горное начальство обращалось к ним по очереди. Во время приезда императора Александра I в авгу¬сте 1819 г. в Петрозаводск и посещения Александровского завода ему показа¬ли проект придворного архитектора Огюста Монферрана, но царь посчитал его непосильным для казны. Предпочтение было отдано проекту опытного архите¬ктора А. И. Постникова, служившего в Санкт-Петербурге в департаменте гор¬ных и соляных дел. Царь выделил на новую церковь из казны 30 тыс. рублей ас¬сигнациями. Внесли пожертвования на строительство храма и богатые горожа¬не и купцы. На протяжении нескольких лет в фонд строительства каменной церкви из жалования мастеровых завода высчитывали по две копейки с каждо¬го заработанного рубля.

Александро-Невский храм, как благодарственный памятник в честь побе¬ды в Отечественной войне 1812 года, был возведен в 1831 г. и освящен в день памяти великого учителя Церкви свт. Иоанна Златоуста, 27 января 1832 г., при архиепископе Игнатии (Семенове) — первом епископе вновь образован¬ной Олонецкой епархии.

Имел три престола — во имя св. блгв. Вел. Кн. Александра Невского, во имя свт. Николая Мирликийского, чудотворца и во имя Животворящей Троицы.

В 1929 г. храм был закрыт по решению общего собрания рабочих Онежско¬го завода и Петрозаводского городского Совета. Разоренную церковь переда¬ли краеведческому музею.

В декабре 1991 г., спустя 64 года, храм был возвращен Пе¬трозаводской епархии.

Долго длившаяся реконструкция собора успешно завершилась в 1999 г. 29 июня этого же года после водосвятного молебна, совершенного епископом Петрозаводским и Карельским Мануилом, на звонницу храма были подняты восемь колоколов, изготовленных по специальной старинной технологии на Воронежском заводе «Вера». Самый большой из них, весом около 1200 кг, сделанный по специальному заказу, получил название «Александровский». На нем отлиты имена пяти жертвователей, оплативших изготовление и дос¬тавку колоколов в город. Второй именной колокол — «Андреевский». Десяти¬летиями молчавший храм вновь обрел полный звуковой арсенал благозвучно¬го колокольного звона.

В восстановлении интерьера собора участие принимали член-коррес¬пондент Международной академии наук, заслуженный архитектор России Ж. М. Вержбицкий и карельский скульптор М. П. Коппалев. Они выполнили проект иконостаса, который был украшен мастерами и иконописцами худо¬жественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». 3 июня 2000 г., в день праздно¬вания иконы Божией Матери Владимирской, Александро-Невский кафедральный собор ос¬вятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Главные святыни. Владимирская икона Божией Матери, преподнесенная в дар собору Патриархом Алексием II, частицы мощей Параскевы Пятницы, прп. Антония Римлянина и частица посоха Аарона, переданные собору Краевед¬ческим музеем 6 июля 2000 г.. Икона св. блг. кн. Александра Невского вместе с богато украшенным киотом, подаренная собору работниками Онежского трак¬торного завода, икона Карельских святых.

26 октября 2000 г., в день празднования иконы Божией Матери Иверской, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в соборе во время Божественной литургии, которую возглавил архиепископ Пет¬розаводский и Карельский Мануил с сослужившими ему архиепископом Брюс¬сельским и Бельгийским Симоном, епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном и клириками Петрозаводской и Карельской епархии, был оглашен акт ка¬нонизации Фаддея Блаженного как местночтимого святого.

Блаженный Фаддей, почитаемый в Петрозаводске уже около 200 лет, был одним из первых жителей Петровской слободы, основанной Петром I в 1703 году, и давшей начало городу. Св. Фаддей явил пример подвижнической жизни. Он был прозорливым и мудрым старцем, принявшим на себя тяжелый подвиг юродства. Его знал император Петр I. Слева в ограде собора находится мемориальная темно-зеленого цвета пли¬та из разоренной во времена советской власти часовни с могилы старца, на¬ходившейся на Соборной площади.А сейчас мы с вами пройдем в сам храм. В храме нельзя разговаривать, женщины должны входить с покрытой головой, мужчины – наоборот, снять головные уборы. Можно купит и поставить свечки (спросить в храме, куда). Обратите внимание на убранство храма.